Зря так многие волнуются и до сих пор спорят, кто «более прав» в утверждениях о происхождении жизни на Земле — эволюционисты или церковники? Оказывается, и те, и другие правы. Смысла спорить нет
Сколько сломано копий и полегло голов на алтаре доказательств в пользу того, что Земля — шар и не находится в центре мироздания?! Кто первичен — яйцо или курица? Что было в начале — слово или дело? Кто создал Землю — Бог, или она стала плодом случайного стечения обстоятельств, буйства природы и эволюционного развития? Человечество по-прежнему остается расколотым в суждениях.
Однако споры идут уже не о принципиальном подходе к факту возникновения жизни на планете Земля, а о том, следует или нет церкви как институту извиниться за былую неправоту в оценке процесса эволюции.
Клерикалы-то, как выходит, уже давно не противятся учению Дарвина и согласны с ним, если не во всем, то, по крайней мере, в важной ее части — его идеи не противоречат учению церкви, заключающемуся в Книге Бытия.
Впрочем, как настаивает один из англиканских священнослужителей Малколм Браун, церковь должна все-таки принести извинения за враждебную реакцию в отношении Чарльза Дарвина и его теории эволюции, сообщает «Интерфакс».
Он возглавляет отдел общественных связей Церкви Англии и выступил с таким заявлением в связи с отмечаемым в будущем году 200-летием Дарвина и 150-летием со дня публикации его главного труда «Происхождение видов».
По словам Брауна, англиканам следует выразить свое сожаление по поводу непонимания трудов Дарвина. Он призвал к «сближению» между церковью и дарвинизмом.
Англиканская церковь согласилась с позицией Брауна, но не намерена приносить официальных извинений.
Точно так же отреагировал и Ватикан.
Архиепископ Джанфранко Раваси, занимающий пост министра культуры в Ватикане, выступая по случаю объявления о проведении в Риме в марте будущего года конференции ученых, теологов и философов, посвященной публикации основополагающего труда Дарвина, объявил, что Римско-католическая церковь не планирует приносить британскому ученому извинения за «холодный прием» его идей, высказанных полтора столетия назад.
Причиной этого, как отметил церковный иерарх, служит и то, что дарвинистская теория происхождения видов… «совместима с учением Библии».
Ныне католическая церковь учит, в частности, так называемой «теистической эволюции», замечает американский журнал New Scientist. Согласно ей, церковь принимает эволюцию в качестве научной теории и не видит причин того, почему Господь Бог не мог использовать в своих замыслах и промыслах «естественный эволюционный процесс» при создании и формировании человека.
Одновременно церковники возражают против использования эволюции в качестве основы для атеистической философии, отрицающей существование Бога или роль других сверхестественных сил как творцов сущего.
Как подчеркивает архиепископ Раваси, креационизм, то есть вера в высший разум, относится к «строго теологической сфере» и не может использоваться «в идеологическом смысле в науке».
Занятая Малколмом Брауном позиция — далеко не первый случай, когда представитель духовенства приносит извинения за прежние действия церкви, напоминает «Интерфакс».
В 1992 году папа римский Иоанн Павел II заявил, что Римско-католическая церковь была неправа, подвергнув осуждению великого астронома Галилео Галилея за утверждение, что Земля не является центром Вселенной.
Англиканская церковь в целом дистанцируется от христианских фундаменталистов, считающих эволюционную теорию несовместимой с библейской доктриной о сотворении мира.
Дарвин был крещен в англиканской церкви, учился в церковно-приходской школе и готовился стать священником. Однако его теория о происхождении видов путем эволюции и естественного отбора привела к конфликту между ним и церковью.
В дебатах в Оксфордском университете в 1860 году епископ Оксфорда Сэмюэл Уилберфорс задал ученому Томасу Хаксли известный вопрос: благодаря кому — дедушке или бабушке тот, по его мнению, произошел от обезьяны?