Запад трещит по швам ("The Globe And Mail", Канада)
Запад отдает свои деньги, чтобы покупать нефть или производимые на Востоке товары, а Восток направляет эти деньги обратно, чтобы покупать или брать под свой контроль собственность Запада
Гуин Морган (Gwyn Morgan), 14 ноября 2007
Как показывает история, события, которые меняли жизнь человечества, могли быть предсказаны, если бы кто-нибудь с ясной головой анализировал в те моменты всю картину целиком.
К сожалению, трудно сконцентрироваться на глобальной картине, когда вас отвлекают не связанные друг с другом элементы.
Финансовые рынки, например, пережили потрясение, когда выяснилось, что инвесторы не верят рейтингам, присваиваемым долговым обязательствам. Если оглянуться назад, то видно, что тревожные сигналы были хорошо заметны: мгновенные кредиты на любые цели, от ипотек на рынке вторичного жилья до автомобилей и путешествий; переоцененные низкодоходные долговые обязательства, выпускаемые для оплаты поглощения других компаний; настолько запутанные финансовые схемы, что инвесторы не могли понять, кому и на что они давали деньги; и поразительные доходы финансистов, для получения которых создавались еще более запутанные схемы.
Партнеры
Однако вековое всемирное экономическое господство Запада сотрясается от толчков еще более сильного финансового землетрясения. Землетрясение это вызвано соотношением нефтедолларовых и внешнеторговых потоков.
Все больше и больше потребляемой Западом нефти поступает с Ближнего Востока и из России. Эти страны качают нефть, получая взамен огромное количество нефтедолларов. Рост цен на нефть до 100 долларов США за баррель еще больше ускоряет это перетекание богатств с Запада на Восток.
Когда речь заходит о торговых потоках, то прежде всего нужно говорить о Китае. Страна, производящая продукцию для всего мира, накопила запасы иностранной валюты в размере более 1,4 триллиона долларов США, и каждый день они увеличиваются еще на миллиард долларов. Большое количество этих денег инвестируется в американские и европейские казначейские обязательства, однако все большая часть этих средств вкладывается государственными инвестиционными фондами Китая в западную недвижимость, ценные бумаги и акции. Благодаря увеличению объемов продаваемых услуг Индия тоже быстро усиливает свое экономическое влияние. Значительно количество западных активов теперь контролируется из Мумбаи и Бангалора.
Как все это может вызвать глобальное финансовое землетрясение? Если вы родились на Западе после распада Советского Союза, то вы являетесь гражданином какой-либо одной из самых богатых стран мира. Практические все важнейшие организации располагались на Западе, практически все иностранные инвестиции текли с Запада на Восток. Западные страны доминировали во всех мировых делах.
Так вот, насчет землетрясения. Упрощенно говоря, Запад отдает свои деньги, чтобы покупать нефть или производимые на Востоке товары, а Восток направляет эти деньги обратно, чтобы покупать или брать под свой контроль собственность Запада.
Конечно, главной движущей силой этого землетрясения являются Соединенные Штаты. Крупнейшая экономика мира тратит гораздо больше на оплату импортируемых товаров, чем получает за экспорт своих товаров, что порождает огромный торговый дефицит. Как США могут справиться с таким значительным разрывом в количестве уходящих из страны и приходящих в страну денег? Экономисты будут долго и мудрено объяснять, однако истинный ответ довольно прост. Большая часть долларов, отдаваемых на оплату ближневосточной нефти или китайской электроники, возвращается назад через покупку казначейских обязательств и самого разнообразного имущества - в том числе акций американских компаний и той самой недвижимости, из которой состоит страна.
Шейхи, олигархи и индийские предприниматели меняют ход игры, ведущейся на мировых рынках, однако истинное беспокойство в США и других западных странах вызывают огромные богатства, находящиеся под контролем государств. От Абу-Даби и Катара до Китая власти различных стран купаются в деньгах. По оценкам инвестиционных компаний, сектор государственных инвестиционных фондов, активы которых оцениваются в многие триллионы долларов, растет на полтриллиона долларов в год, в то время как все больше и больше западных стран погружаются в долги. Лишь некоторые страны, обладающие этими государственными фондами, являются демократиями, некоторые из этих стран вообще нельзя назвать друзьями Запада. Это вызывает обеспокоенность тем, что инвестиционные решения могут быть продиктованы геополитикой, а не нормальными рыночными мотивами. Продолжающееся падение доллара означает, что государственные инвестиционные фонды получают за свои деньги еще больше собственности, что только ускоряет процесс.
Управляющий Банком Канады Дэвид Додж (David Dodge) недавно говорил о "недостаточной прозрачности" суверенных инвестиционных фондов. Американские чиновники призвали принять международные нормы отчетности. Клей Лауэри (Clay Lowery) из министерства финансов США отмечает, что даже если суверенные инвестиционные фонды скупят все казначейские обязательства США и европейских стран, то у них в кубышке останется еще около миллиарда долларов. США уже запретили представителям Китая и ближневосточных стран приобретать компании в так называемых стратегических отраслях. Министр промышленности Джим Прентис (Jim Prentice) недавно заявил, что правительство премьер-министра Харпера (Harper) должно пересмотреть правила приобретения канадских компаний организациями, контролируемыми иностранными правительствами. Тем временем, один высокопоставленный чиновник Европейского Союза недавно сказал, что инвестиции суверенных фондов "будут ограничены до тех пор, пока эти фонды не станут более прозрачными". Один английский министр сказал следующее: "Мы не хотим, чтобы наши стратегические отрасли промышленности принадлежали какой-либо китайской компании".
Правительство Германии разрабатывает законодательные нормы, по которым будут определяться отрасли, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности, а Франция призывает к принятию мер на международном уровне, например к принятию "большой семеркой" особого кодекса.
Как эти меры могут изменить ситуацию в долгосрочной перспективе? Я бы сказал, что не особо. Пока Запад будет отдавать Востоку деньги для удовлетворения своих чрезмерных потребностей в энергоресурсах и потребительских товарах, все больше западных компаний и объектов недвижимости будет приобретаться Востоком или контролироваться им.
Это землетрясение сотрясает те полюса, вокруг которых вращается мировое господство.